Второй год жизни. В чем-то он схож с периодом двенадцати первых месяцев интенсивного роста, а в чем-то кардинально отличается. Причем, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Несколько меняется и роль родителей в воспитании драгоценного чада.

 

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

В этот период продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем в предыдущий период роста. Он дольше бодрствует и меньше спит. Нормально развивающийся ребенок очень позитивен и сверх подвижен. В этом возрасте малыш проникает везде, у родителей создается впечатление, что их ребенок одновременно находится повсюду. И чем старше малыш становится, тем больше появляется запретов.

 

Вот тогда постепенно слова «нет» и «нельзя» меняют отношение между ребенком и родителями. Причем родители, как правило, забывают о том, что их малыш еще многого не понимает, а значит, кричать, ругать, бить, наказывать малыша нет никакого смысла.

5.12.2012

За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия... Как много достижений за столь короткий период!

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Малыш становится все более ловким. Ему удается хатать мелкие предметы кончиками пальцев. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока тот не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает через голову бусы, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Речь – это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Это не значит, что ваш ребенок «глупый». Это значит, что у ребенка есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

 

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

 

«Календарь речи»

В 3 месяца у малыша появляется гуление (агы, агу, гы…), к 8 месяцам – лепет (ма-ма-ма, бу-бу-бу, па-па-па, ди, бибу, биби…), к году должно появиться около 10 маленьких слов, к 1,5 – 2 г. ребенок начинает говорить первые фразы из 2-3 слов (Мама, иди. Дай сок. Хочу пить.), к 2,5-3 г. возникает развернутая фразовая речь (малыш может говорить предложениями из 3-4-5 слов, пересказать маленькую сказку, словесно передать произошедшее событие и свои желания, у него большой словарный запас), к 4 г. речь полностью сформирована, т.е. как у нас с вами. Следует отметить, что каждый ребенок индивидуален, соответственно все эти сроки приблизительные.

«...мишка нужен для того, чтобы обеспечить ребенку постоянное присутствие близкого существа. Постепенно формирующуюся крепкую привязанность к игрушке взрослые склонны рассматривать скорее как наивную детскую причуду, а не признак обделенности вниманием ребенка, который вынужден липнуть к неодушевленному куску материи», заменяющему ему самого близкого человека – маму.. (Жан Ледлофф «Как воспитать ребенка счастливым. Принцип преемственности»).

 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Еще каких-нибудь два десятилетия назад дилеммы – брать или не брать ребенка с собой в постель – не существовало. Мнение педагогов, врачей, психологов и многоопытных бабушек было категоричным: нельзя ни в коем случае! Потому что негигиенично, неприлично, небезопасно. Потому что так делали только неграмотные бабы в деревнях. Просто нельзя потому что нельзя... Надо ли говорить, что измученные мамы, уложив-таки под бочок орущее всю ночь напролет чадо, чувствовали себя едва ли не преступницами, попирающими базовые ценности цивилизации.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

 

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

 

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

К сожалению, мы часто даже не отслеживаем, что и как говорим нашим детям, а ведь они все понимают. Консультируя взрослых, состоявшихся людей, я часто сталкиваюсь с тем, что те слова, которые говорили когда-то родители оказывают колоссальное влияние на ребенка и встраиваются так глубоко в структуру личности, что порой трудности, которые мы испытываем будучи взрослыми – это последствия того, что мы могли чувствовать в ответ на слова наших родителей. Причем любящих родителей, которые воспитывали и заботились, просто не придавая значения тому, что они могли говорить своему ребенку.

 

1. У тебя ничего не получается – дай сделаю я!

Эта фраза травмирует малыша. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем перестанет проявлять всякую инициативу, боясь получить критику. Когда ребенок осваивает какие-либо навыки, он нуждается в поддержке и похвале. Даже если ребенку не удается сделать что-то сразу, найдите, за что его можно похвалить. А вместо того, чтобы самим решить школьную задачку, потратьте немного времени, чтобы все-таки научить ребенка самостоятельно справляться с заданиями.

В 10 месяцев ребенок начинает активно проявлять инициативу, причем во всем. Дорогие родители, это очень хорошо! Многие из детских инициатив на данном этапе могут закончиться неудачей, просто потому что малыш еще физически не может выполнить задуманное. Помните, инициативу ребенка нельзя подавлять, но необходимо направлять в нужное русло. Малыш уже вполне в состоянии делать выводы из того, что вы ему говорите. Помогите ему немного, чтобы у него не складывался комплекс неудачника. И похвалите за то, что ему удалось сделать самостоятельно!

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Физический рост после девятого месяца немного замедляется, зато тело лучше поддается контролю и легче осваивает новые навыки. К концу десятого месяца он уже уверенно садится из положения лежа и сидит достаточно долго, держа спинку ровно. Он свободно ползает и умеет вставать. Теперь, когда он научился принимать вертикальное положение, ему хочется подняться все выше и выше, он будет залезать на все стульчики, табуреточки, пуфики и на все, что попадется на его пути. Задача родителей – максимально обеспечить безопасность. Во-первых, убрать из поля зрения ребенка все высокие или неустойчивые предметы мебели. Во-вторых, научить чадо правильно слезать – попой вперед.

Безусловно, грудное молоко – наилучшее из того, что нужно ребенку для отличного старта в начале жизненного пути. Это естественное и полезное питание для малыша, которое обеспечивает детскому организму максимальную защиту и содержит все питательные вещества, необходимые для оптимального физического и умственного развития.

 

Сразу после родов сдерживающее воздействие плаценты на выработку грудного молока устраняется, снижается и уровень прогестерона в крови. Первоначальным молоком – молозивом – молочные железы начинают наполняться примерно в течение 30 часов после родов. Молозиво наиболее энергетически богато. Именно молозиво благоприятствует созреванию слизистой кишечника, а также является фактором иммунологической защиты и роста.

Все мужчины мечтают о сыновьях

В далеком прошлом рождение сына было жизненно важной необходимостью. Так уж повелось, что королю нужно было родить сына-наследника, простому человеку сын нужен был для продолжения семейного дела и фамилии, да и просто еще одним работником – что было необходимо для выживания рода. Из истории нам известно много печальных историй тех женщин, которые так и не смогли подарить своему супругу сына, и из поколения в поколение у женщин передается легенда, что только рождение сына сможет осчастливить мужчину. Сейчас такой необходимостью вряд ли кто-то скован, и мужчины могут просто получать удовольствие от отцовства. Соцопросы показывают что, для 45% мужчин вообще не принципиально, кто у них родится. Отношение к ребенку определяется главным образом тем, насколько он желанен для новоиспеченного отца.

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

За девятый месяц масса тела ребенка в среднем увеличиться на 500 г. Если малыш родился с массой тела 3,2-3,5 кг, то сейчас он будет весить 9-9,5 кг. Рост увеличивается на 1,5-2 см.

 

На девятом месяце детки не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь из положения сидя и сесть из положения лежа. Ручки малыша хорошо окрепли. Теперь, если ребенок захочет встать, то для этого ему понадобятся манеж, диван, кресло, то есть то, за что можно держаться руками. Эти упражнения он может делать много раз, но стоять длительное время на ножках ему еще тяжело, поэтому малыш отпускает поддержку и падает, затем снова поднимается.

Первый возрастной кризис у детей происходит примерно в 3 года, второй – в 6-7 лет, третий – около 13 лет.

Возраст после двух лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу” и оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего ребенка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топать ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность.

В бешенном ритме современных городов большая часть жизни человека проходит в офисах и кабинетах. Времени на отдых практически не остается. Поэтому очень важно уметь расслабиться за короткий срок – это весьма ценный навык, который помогает быстро восстановить силы и оставаться активным долгое время. К сожалению, правильно отдыхать умеют далеко не все. Этой проблеме посвящены многотомные труды и есть целая наука, рассказывающая о премудростях «ничегонеделания» в свободное время. Я отнюдь не призываю вас тотчас же приступать к ее изучению, ведь главный постулат всех научных теорий достаточно краток и прост. Он заключается в том, что хороший отдых должен быть противоположностью выполняемому виду деятельности. Если работа связана с физическим трудом, то тогда лучшее, что можете предложить организму – это пассивный отдых. Долго находитесь на одном месте и являетесь работником умственного труда? Активный отдых и физические нагрузки прекрасно сбалансируют особенности «сидячей» работы.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

За этот месяц малыш набирает около 500 г. В росте он увеличивается на 1,5-2 см. Надо заметить, что темпы крохи постепенно замедляются по сравнению с прошлыми месяцами.

 

Малыш тренирует ползательные навыки. Развиваются и укрепляются мышцы, которые будут очень нужны во время хождения. Это мышцы ног и спины. Малыш изучая комнату, находит предметы, за которые в будущем можно подтянуться и встать или полусесть. Кроха учится держать равновесие, переносить его с одной ноги на другую. Только к 10 месяцам малыш будет стоять самостоятельно. Не надо торопить события и самостоятельно ставить его на ножки. Он сам должен к этому подготовиться.

 

В восемь месяцев ребенок уже неплохо сидит, однако может потерять равновесие и упасть. Это надо учитывать, когда он сидит на диване. Ползая, ребенок изучает все, что попадается ему на пути. Он не понимает опасности, которая может его подстерегать в квартире. Чувство любопытства перевешивает инстинкт самосохранения, поэтому родители должны постоянно следить за ним. Постарайтесь максимально обезопасить свой дом.

Пустышки появились сравнительно недавно, а проблема, которую они решают, стара как мир. Чем же успокаивали младенцев раньше?

 

Иногда для этого использовали тряпочку, свернутую в рожок и пропитанную медом или сахаром. Конечно, при этом младенец рисковал задохнуться, а от постоянного присутствия во рту сладкого нарушалась секреция желудка и происходило раздражение слизистой оболочки полости рта, что приводило к раннему развитию кариеса. (Кстати, те же явления наблюдаются у некоторых современных детей, которых систематически поят сладкой водой).

 

Во время археологических раскопок на местах древних греческих поселений были найдены предметы детского обихода из керамики: рожки для кормления, погремушки, фигурки животных и птиц, куклы и т.п. В музеях разных стран среди экспонатов встречаются рожки для кормления детей из кости и рога, изготовленные как до нашей эры, так и в начале ХХ века.


 
 
На главную
О журнале
Распространение
Реклама в журнале
Журнал Онлайн
Контактная информация
 
Вход | Регистрация