Ну вот, вы снова приближаетесь к очередной круглой дате – к десяти месяцам. Цифра серьезная и обязывающая. Последняя четверть первого года жизни будет ознаменована стремительным психологическим развитием, а родителям можно пожелать терпения и еще раз терпения.
В 10 месяцев ребенок начинает активно проявлять инициативу, причем во всем. Дорогие родители, это очень хорошо! Многие из детских инициатив на данном этапе могут закончиться неудачей, просто потому что малыш еще физически не может выполнить задуманное. Помните, инициативу ребенка нельзя подавлять, но необходимо направлять в нужное русло. Малыш уже вполне в состоянии делать выводы из того, что вы ему говорите. Помогите ему немного, чтобы у него не складывался комплекс неудачника. И похвалите за то, что ему удалось сделать самостоятельно!
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Физический рост после девятого месяца немного замедляется, зато тело лучше поддается контролю и легче осваивает новые навыки. К концу десятого месяца он уже уверенно садится из положения лежа и сидит достаточно долго, держа спинку ровно. Он свободно ползает и умеет вставать. Теперь, когда он научился принимать вертикальное положение, ему хочется подняться все выше и выше, он будет залезать на все стульчики, табуреточки, пуфики и на все, что попадется на его пути. Задача родителей – максимально обеспечить безопасность. Во-первых, убрать из поля зрения ребенка все высокие или неустойчивые предметы мебели. Во-вторых, научить чадо правильно слезать – попой вперед.
Малыш научился вставать на ножки и уже может сделать несколько самостоятельных шажков – правда, если есть стимул. В роли стимула может выступать мама, ободряющая словами и улыбкой, или любимая игрушка. Самое время позаботиться об обуви. В носочках ходить не рекомендуется: может развиться плоскостопие, или ребенок может элементарно поскользнуться. Подойдут мягкие ботиночки на шнуровке с твердой нескользкой подошвой.
Самое главное для 10 месячного ребенка – делать все, «как большой». Ребенок уже достаточно овладел и движениями рук, кистей и пальцев, и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми. Будьте внимательны – ваш случайный жест может настолько понравиться вашему чаду, что потом вы будите отучать его месяцами. Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой…
Однако, хоть это может показаться вам странным, кроха еще не способен к переносу этих действий на другие предметы. Т.е. качая мишку, он не будет качать собачку до тех пор, пока вы не покажите, что это можно делать. Следовательно, «репертуар» малышовых игр напрямую зависит от вашего воображения, желания научить и показать. Нагружайте кубики в самосвал и коробку на веревочке, кормите зверят, имеющихся в вашем доме, укладывайте их спать, водите на прогулку…
Малыша начинают занимать связи между предметами. Если вы дадите ему поговорить по телефону с бабушкой, он потом будет внимательно рассматривать трубку, словно пытаясь заглянуть внутрь и обнаружить, где же там бабушка спряталась.
Аналогичный интерес провоцирует ребенка «ломать» игрушки. На самом деле малыш не ломает их специально, ему интересно узнать, как они действуют и из чего состоят. К тому же частенько он просто не может рассчитать силу, прикладываемую к хрупкой вещице.
Появляется новое умение – с помощью одного предмета ребенок может достать другой: лопаткой подвинуть к себе кубик, ложкой приблизить сухарик. Конечно, с такой возможностью карапуза сначала надо познакомить, хотя некоторые дети «доходят» до этого сами, путем неожиданного и удачного эксперимента.
Малыш с восторгом хватает мельчайшие крошки, найденные на полу или где-нибудь еще. На самом деле будет гораздо лучше, если свой интерес к мелочам кроха удовлетворит, играя с безобидной крупой под вашим надзором.
Если вы занимаетесь с ребенком лепкой и рисованием, он уже уверенно водит по бумаге мелками, фломастерами или красками, а при работе с тестом учится отрывать от большого куска маленькие и может прилеплять их на дощечку, придавливая пальчиком.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, пытается шептать. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ
Ребенок начинает понимать, когда его ругают или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на «приказания» взрослых. К посторонним малыш относится сдержанно. Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть со взрослыми. Он хочет играть в той комнате, где находятся взрослые. Ждет, чтобы с ним разговаривали. Если его оставляют одного, он реагирует плачем.
ВРЕМЯ ИГР
Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.
К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и «организованными», поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.
ИГРАЕМ С ДРУЗЬЯМИ
|
Играть в хоровод очень просто. Сначала мама поет песенку и исполняет танец сама или вместе с куклой, а малыш сидит и смотрит. Если крохе понравилось, предложите ему поменяться с куклой местами: «Давай мы потанцуем, а Ляля посмотрит». Возьмите малыша за руку или на руки и медленно начинайте танец, выполняя все движения его ручками, ножками, головкой. Хорошо, если все это будет происходить перед большим зеркалом, в котором ребенок сможет видеть ваше и свое отражение – так он быстрее поймет, что от него требуется. Разумеется, на первых порах малыш сможет выполнять лишь самые простые движения: похлопать в ладоши, быть может, топнуть ножкой. Освоив движения вместе с мамой, ваш ребенок будет прекрасно танцевать и с другими детьми.
|
ПОШЕЛ КОРОЛЬ
Пошел король по лесу,
По лесу, по лесу
Искать себе принцессу,
Принцессу, принцессу (ходим по кругу друг за другом).
Давай с тобой попрыгаем,
И ножками подрыгаем,
И ручками похлопаем,
И ножками потопаем,
Головкой покиваем –
И снова начинаем (И больше не играем – для окончания игры).
Хоровод-зарядка поможет малышу научиться выполнять простейшие движения, разовьет координацию всего тела и крохотных пальчиков. Для совершенствования моторики рук не нужно большого количества народа – достаточно вас и крохи.
|
МЕЛЬНИЦА
Мельница, мельница мелет муку ( выполняем круговые движения руками).
Ветер, ветер дует сильней – у-у-у-у (дуем, как ветер).
Еще быстрее мельница мелет муку (ускоряем движения).
Намололи мы муки.
Вот таку-у-ущие мешки – ( показываем объем, подняв руки над головой).
Будем делать пироги.
Из муки, из муки напечем мы пироги, (ладошками делаем пирожки).
Тушки-тушки, сделаем ватрушки, (пальчиком рисуем круг по другой ладошке).
Ладушки, ладушки, испечем оладушки (производим хлопки).
|