Второй год жизни. В чем-то он схож с периодом двенадцати первых месяцев интенсивного роста, а в чем-то кардинально отличается. Причем, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Несколько меняется и роль родителей в воспитании драгоценного чада.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
В этот период продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем в предыдущий период роста. Он дольше бодрствует и меньше спит. Нормально развивающийся ребенок очень позитивен и сверх подвижен. В этом возрасте малыш проникает везде, у родителей создается впечатление, что их ребенок одновременно находится повсюду. И чем старше малыш становится, тем больше появляется запретов.
Вот тогда постепенно слова «нет» и «нельзя» меняют отношение между ребенком и родителями. Причем родители, как правило, забывают о том, что их малыш еще многого не понимает, а значит, кричать, ругать, бить, наказывать малыша нет никакого смысла. Положительного результата в воспитании данные методы не принесут, но вот напугать ребенка и лишить его желания и возможности исследовать окружающий мир можно. Кроме того, в ребенке зарождается чувство агрессии, пассивности и вины. Правильнее будет дать возможность ребенку изучать и узнавать окружающий мир, направляя, а не запрещая.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
У детей второго года жизни совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Его движения становятся более ловкими, координированными. Он особенно четко повторяет движения за взрослыми, как бы копируя их.
В этом возрасте все дети, как правило, осваивают навыки самостоятельного, свободного передвижения, а это значит, что теперь им многое стало доступным. Ребенок ни минуты не сидит на месте. Им движет стремление все познать, исследовать. Он пытается залезать на диваны, стулья, забираться на стол, интересуется возможностью добраться до подоконника, заглянуть в ванну, дотянуться до раковины, побывать в любых других, ранее недоступных местах.
Ребенку все хочется взять в руки, рассмотреть, потрогать, засунуть пальчик в любую щель, вытащить книги из книжного, а кастрюли и прочий кухонный инвентарь из кухонного шкафа. Ребенку необходимо установить для себя размеры, форму, подвижность всех окружающих его вещей.
Свободно перемещаясь и получая от этого громадное удовольствие, ребенок пытается придать способность двигаться и предметам, лишенным этой возможности. Поэтому он тянет, толкает, волочит не только большинство своих игрушек, но и попавшуюся под руки подушку, коврик, скамейку, горшок.
Помните, что мышечная работа, выполняемая при движении, снижает нервное напряжение. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие вашего малыша. Известно, например, что дети, раньше начавшие ходить, раньше начинают и говорить.
Поэтому подвижность ребенка не должна ни тревожить, ни раздражать родителей. Скорее, наоборот, волноваться нужно тогда, когда ребенок малоподвижен, длительно сидит на одном месте, тихо играя, и не рвется поскорее узнать окружающий мир. Конечно, нежелательно допускать, чтобы у ребенка от бега пот градом катился. Сдерживать подвижность малыша в такой ситуации следует не одергиванием, а переключением внимания на что-то другое, тоже занимательное, но не требующее такой двигательной активности.
1.ТЕСТЫ НА УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ И РЕЧЕВУЮ СФЕРУ
Тест с предметами
Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно.
Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются.
Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы.
Тест с картинками
Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки.
Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова?
Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха – это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц.
Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно – короткие стихи про знакомые вещи – игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых – 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая – это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит – маму, папу, бабушку, себя и т.д. Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается.
Количество слов
Пассивный словарный запас ребёнка – около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно.
Активный словарный запас – не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п.
Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» – закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» – заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» – хлопает в ладоши.
РЕЧЬ
К 15 месяцам в активном словаре использует не менее шести простых слов, но это настоящие слова, а не слова метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай, на и др. Эти настоящие слова означают конкретных людей или действия. Что касается слов меток, часто произносимых детьми в этом возрасте, то они многозначны. Из-за недостатка слов ребенок вынужден использовать эти лепетные звукосочетания или нечто напоминающее мычание. Звуки дополняются жестами (показывает пальцем, тянет вас за одежду и т. д.).
В возрасте от одного до полутора лет, а иногда и позднее произносит как бы целые предложения из большого количества неразборчивых слов, что создает впечатление о стройной, хотя и непонятной речи. Нет смысла просить ребенка говорить помедленнее, в надежде разобрать его слова. В действительности это игра в слова – тренировка произношения слов.
Произносимые звукосочетания не являются настоящими словами. Это множество бессмысленных последовательностей из разных слогов: "тя бя ти, ма ти тя" и т. д. Это как бы игра в слова, необходимая для развития данного этапа речи в такой же степени, как для этого нужна была игра в слоги раньше.
2. ТЕСТЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Зёрна и банки
Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дырочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному. Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие.
Иное задание – насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен – арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком – это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват – когда три ведущих пальца – большой, указательный и средний – формируют «щепотку».
Скрепки
Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы.
Рисование
Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер – хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы.
Пластилинография
Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.
ПИТАНИЕ
В сравнении с питанием детей первого года жизни, питание ребенка от года до полутора лет имеет множество отличий, которые связаны с особенностями строения и развития органов желудочно-кишечного тракта, так и развития организма в целом. Ребенок в этом возрасте помнит вкус продуктов и уже отдает предпочтение, каким-либо блюдам. Количество кормлений ребенка должно составлять не менее 5 раз в день.
Питание ребенка после года в основном представлено блюдами в полужидком и пюреобразном состоянии.
Принцип питания ребенка от года до двух лет: сбалансированность и разнообразие. Молочные продукты, как и в первый год жизни попрежнему занимают первое место в рационе питания детей до двух лет. К обязательным продуктам, содержащим белок, и обеспечивающим сбалансированность в этот период, относятся: яйца и мясо птицы, рыба нежирных сортов и продукты, приготовленные из молока.
Коровье молоко – основной продукт питания ребенка, на котором ему варят каши. Ежедневно, помимо молока, ребенок должен получать хотя бы еще один молочный продукт: сыр, творог, кефир, йогурт, ряженку. Последние кисломолочные продукты особенно полезны, так как они повышают иммунитет, тонизируют нервную систему, восполняют микрофлору кишечника нужными, полезными бактериями. Суточное количество кисломолочных продуктов должно составлять до 200 грамм. Молочные продукты – источник кальция, витаминов группы В. Творог для питания ребёнка после года, лучше брать домашний, который приготавливают не из восстановленного, а из цельного молока. Именно такой творог содержит кальций. Его можно давать как отдельно, так и добавлять в него ягоды и фрукты. Из творога можно приготовить такое лакомство для детей: размять бананы или ягоды, смешать с творогом и добавить небольшое количество сахара и сметаны. Из творога можно испечь пудинг или пожарить сырники, что дети так же съедят с удовольствием.
Объем пищи для полуторагодовалого ребенка колеблется в пределах 1000-1200 грамм в день.
3. ТЕСТЫ НА СВЯЗЬ МОТОРИКИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ СЕНСОРИКИ
Тест с кубиками
Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков. Усложните задание – попросите его построить поезд (дорожку) – последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии.
Тест с пирамидкой
Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов. Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень.
Тест с вкладышами
Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз». Со второго раза у ребёнка должно уже получиться.
4. ТЕСТ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ (КРУПНОЙ МОТОРИКИ)
Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.
Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.
5. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Ребёнок не должен проявлять:
- склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела или хождение по кругу;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей;
- чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону);
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.