Ловкий умелец
За свой первый год жизни ваш чудесный малыш значительно изменился. Он вырос на 20–25 см, утроилась его масса тела, он научился самостоятельно пить из чашки, ставить ее на стол, пользоваться во время игры предметами, возможно, он умеет ходить. Кроме всего этого, ваш ребенок, наверняка, понимает названия многих предметов, знает свое имя и имена окружающих его людей, умеет общаться, используя простые слова, понимает ваше «нельзя», выполняет несложные просьбы, заученные действия... Как много достижений за столь короткий период!
|
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Малыш становится все более ловким. Ему удается хатать мелкие предметы кончиками пальцев. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока тот не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает через голову бусы, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.
Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо перед ним, но и тем, до чего не дотянуться. Обуреваемые любопытством, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку малышу проще залезть наверх, чем спуститься вниз: высота может вызвать у него страх – это говорит о том, что у малыша появилось ощущение высоты, которое в свою очередь порождает чувство опасности.
В развитии речи отмечаются большие достижения. От произнесения звуков, восклицаний и отдельных слогов ребенок переходит к произнесению слов "мама", "папа", "дядя", "тетя", "дай". Нормальным считается, когда ребенок в возрасте одного года произносит от 3 до 5 слов, состоящих из двух слогов. У малыша также активно развита пассивная речь: ребенок понимает инструкции взрослых.
В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо, с удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.
Малыш понимает «можно» и «нельзя», отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Может «предвидеть», что стоит за обыденными понятиями и действиями ( «обедать», «гулять», «спать», «купаться» ) и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.
Еще один шаг вперед и в психоэмоциональном развитии – ребенок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, и учитывает это в своих играх и действиях. Он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и няней. При этом чем «дальше» (мало знакомый) человек, тем лучше и воспитаннее с ним ребенок.
МАЛЕНЬКИЙ УПРЯМЕЦ
Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своем. А не справившись с эмоциями, может упасть на пол и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет.
Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, приласкайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года.
Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но, если вы просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку, шарф.
Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.
Не стоит заставлять ребенка заниматься тем, чем он в данный момент заниматся не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой…
МЕНЮ ГОДОВАЛОГО РЕБЕНКА
До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался. Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при четырех-разовом кормлении.
Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молока в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд. Плюс молочные продукты — творог, сыр.
Мясные блюда желательно давать в первой половине дня. Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу, отдавая предпочтение рыбному филе. Овощные пюре лучше готовить комбинированными: состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка. Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала. Суточная норма картофеля – 150 г.
Не забывайте и про фрукты.
Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко.
ВО ЧТО ПОИГРАЕМ?
Нет на свете любознательнее "народа", чем дети в год. Развитие для них сейчас крайне важно. Поэтому вы смело можете играть с ними в любые игры - ваш малыш будет только рад новым забавам и общению с вами.
"Это папа"
Это забавная игра очень подходит для того, чтобы поговорить о всей семье. По мере чтения стишка поднимайте именно тот палец, о котором говорится в данный момент. Дойдя до последней строчки, поднимите сразу все пальцы, изображая всю семью.
"Это папа - самый сильный (большой палец).
Это мама - сpедь детишек (указательный палец).
Это бpатик - он такой высокий (сpедний палец).
Это сестpенка - она поменьше (безымянный палец).
А это наш малыш - он еще подpастет (мизинец).
Вот и вся наша семья (все 5 пальцев вместе)".
Посчитайте свои пальцы: один, два, три, четыре, пять. Ваш ребенок научится согласованности движений.
"Hайди паpу"
Игра на развитие зрительной памяти и запоминание цветов.
Подбеpите несколько паp носков, рукавичек или обуви. Возьмите один носочек, а остальные отложите в стоpону. Дайте выбpанный предмет pебенку и скажите ему, чтобы он нашел дpугой такой же. ("Ай-ай-ай! все носочки перепутались, помоги мне собрать их".) Если малышу тpудно это сделать, помогите ему. Hапpимеp, обpатите его внимание на отличительные особенности - цвет, элементы узора, размера и т.п. Дайте ему дpугой предмет из кучи и посмотpите, сумеет ли он найти ему паpу.