• Медико-фармацевтический вестник «Pro Vita» » Здоровье ребенка от А до Я » Метод Монтессори – следуйте за ребенком!
2.08.2013

Метод Монтессори – следуйте за ребенком!

Развитие ребенка от 0 до 10 лет

 

«Любовь же человека к человеку – чувство гораздо более нежное и притом настолько простое, что не составляет привилегии какого-нибудь особенно подготовленного в духовном отношении класса, а доступно любому человеку. Учителю необходимо проникнуться этим «духом ученого» и стать наблюдателем человека»

Мария Монтессори

 

Имя итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952) известно всему миру. Она создала особую методику воспитания детей, которую сегодня изучают во всех педагогических вузах. В России все больше детских садов осваивает эту зарубежную методику, которая обеспечивает больший эффект, чем традиционная.

 

В широком смысле, образование в методике Монтессори понимается как поддержка в жизни. Эта методика разработана, чтобы помочь детям решить задачу своего внутреннего развития, пока они растут, проходя путь от детства к зрелости. Методика успешно зарекомендовала себя, потому что она построена на принципах естественного развития ребенка. Её гибкость создает среду, в которой индивидуальные внутренние потребности каждого ребенка могут свободно направлять его к всестороннему развитию.

 

Основная задача взрослого помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе. Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой отличаются классы Монтессори. Это особый труд.

 

Главная цель Монтессори-педагогики, не применять сравнения и измерения по существующим общим меркам. Обучение детей свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Не стоит наказывать и поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы.

 

Образование по Монтессори – это процесс, при котором ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя потенциал собственной личности. В силу этого роль педагога здесь сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним. Девизом Монтессори-педагогики стали слова ребенка, обращенные к учителю: "Помоги мне сделать это самому". Педагог, работающий по системе Монтессори, всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не задавали. "Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей", – говорила Мария Монтессори.

 

Она доказала, что разные типы навыков у ребенка лучше всего воспитывать в определенном возрасте, иначе можно упустить самый благоприятный момент для их формирования. Поэтому детские сады и школы основывают свою работу по этой методике на принципе строгой возрастной периодизации. До трех лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания. В период от трех до 6 лет ребенка можно назвать "строителем самого себя": он стремится сам выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

 

Наказ для нас от Марии Монтессори – «следовать за ребенком». Монтессори-преподаватель отвечает за поддержание рабочей обстановки, уделяя внимание эстетической стороне, а также следит за комплектностью и хорошим состоянием материалов. Узнавая потребности и личные качества каждого ребенка, учитель направляет его к тем видам деятельности, которые обеспечат его непрерывное развитие. И наконец, учитель поддерживает социальную гармонию внутри классного коллектива, для того чтобы все чувствовали себя защищенными, уважаемыми и любимыми!

Поделиться:

 
 
На главную
О журнале
Распространение
Реклама в журнале
Журнал Онлайн
Контактная информация
 
Вход | Регистрация