20.04.2013

Почемучка - хочу все знать!

У меня есть внучка -

Внучка «Почемучка».

Что ни слово, то вопрос:

- Почему собака – пёс?

- Для чего у кошки хвост?

- Сколько ночью в небе звёзд?

Отчего течёт река?

Что такое облака?

Надо дать на всё ответ,

Я для внучки – умный дед.

А у деда самого

Столько разных «Отчего?»,

Столько разных «Почему?»,

Что не снилось никому!

 

Сергей Михалков

 

«ПОЧЕМУЧКА»

Если ваш малыш стал проявлять повышенную любознательность, это означает только то, что он достиг возраста «почемучки». Задавать свои вопросы ребенок начинает примерно с двух с половиной, до шести лет. В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает.

 

Родителям в эти годы надо быть готовыми к тому, что вопросов будет много и они не всегда будут поддаваться "взрослой" логике.

 

Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или: "Что такое развод?" Чаще всего эти вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно.

 

Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого...

 

Помните, дети в этом возрасте пропускают всю информацию через себя. Поэтому вам надо поощрять и стимулировать ребенка к познанию. Так, вовремя поддержанный интерес и грамотные ответы положительно скажутся на дальнейшей учебе ребенка.

 

СЛОВЕСНАЯ ДУЭЛЬ

Всегда важно помнить, что ребенок всегда «прощупывает почву», что можно и нельзя, где ограничиваются его права и начинаются ваши, и кто главный в семье. И вопросы могут носить весьма коварный характер. Например, "почемучесть" ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: "Почему?". Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.

 

"Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?" - все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: "Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?"

 

Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: "Ты должен, потому что я так сказал". Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и сильными.

 

Дети играли в зверей. Это когда один загадывает животное, а другой задаёт простые вопросы и пытается угадать.

Даша: Загадала

Матюша: Оно летает?

Даша: Нет.

Матюша: А что оно ест?

Даша: Червяков.

Матюша: И как оно себя чувствует?!

 

* * *

 

- Мама, мама, а кто такой человек-невидимка?

- Ну, это такой человек — вроде он есть, но его не видно.

- А, это как наш папа — вроде он есть, но все время на работе!

 

ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?

Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно болше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревого и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты правда меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?", "Объясни мне, что происходит..."

 

Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит маленький почемучка верит в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. "Все равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?"

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Не игнорируйте вопросы

В такой период ребенку интересно все: устройство предметов, (советую купить ребенку несколько игрушек, которые можно разобрать и собрать) суть явлений, различные события. Помните: благодаря познавательной активности происходит обогащение словарного запаса малыша, развитие его мышления и фантазии.

 

Отвечайте спокойно и понятно

Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, что надоели его вопросы. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия.

 

Не бойтесь попасть впросак

Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в умной книжке и позднее расскажете малышу. Хорошо если есть детские познавательные книжки, тогда можно поискать ответ на вопрос вместе с ребенком.

 

Познавайте мир вместе

Задавайте ребенку встречные вопросы на ту же тему. Это необходимо для того, чтобы он учился рассуждать и самостоятельно делать выводы. Вместе читайте детские энциклопедии, книги и обсуждайте прочитанное - это расширит кругозор любознательного малыша. Мультфильмы, также можно подобрать обучающие.

 

Разучите игры на развитие логики

Это могут быть самые простые упражнения. Например, взрослый спрашивает: «Что бывает высоким?» Ребенок отвечает: «Строительный кран, дом, дерево». Можно усложнить задание и попросить малыша сравнить два предмета: что выше, кран или дерево?

Поделиться:

 
 
На главную
О журнале
Распространение
Реклама в журнале
Журнал Онлайн
Контактная информация
 
Вход | Регистрация