У меня есть внучка -
Внучка «Почемучка».
Что ни слово, то вопрос:
- Почему собака – пёс?
- Для чего у кошки хвост?
- Сколько ночью в небе звёзд?
Отчего течёт река?
Что такое облака?
Надо дать на всё ответ,
Я для внучки – умный дед.
А у деда самого
Столько разных «Отчего?»,
Столько разных «Почему?»,
Что не снилось никому!
Сергей Михалков
|
«ПОЧЕМУЧКА»
Если ваш малыш стал проявлять повышенную любознательность, это означает только то, что он достиг возраста «почемучки». Задавать свои вопросы ребенок начинает примерно с двух с половиной, до шести лет. В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает.
Родителям в эти годы надо быть готовыми к тому, что вопросов будет много и они не всегда будут поддаваться "взрослой" логике.
Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: "Куда едут машины?", "Где живут микробы?", "Почему зима?" или: "Что такое развод?" Чаще всего эти вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно.
Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают столько всего про машины, микробы, погоду и разводы, и не только с научной или юридической точек зрения, но и из собственного жизненного опыта. Однако малыш, которому едва исполнилось четыре года, вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ. Из длинной подробной лекции о микробах, двигателях и физиологии ребенок сможет выделить два-три важных для него момента и связать их между собой. Но все же не усложняйте свой ответ длинными техническими подробностями, которые ребенок не сможет понять, поскольку еще слишком мал для этого...
Помните, дети в этом возрасте пропускают всю информацию через себя. Поэтому вам надо поощрять и стимулировать ребенка к познанию. Так, вовремя поддержанный интерес и грамотные ответы положительно скажутся на дальнейшей учебе ребенка.
СЛОВЕСНАЯ ДУЭЛЬ
Всегда важно помнить, что ребенок всегда «прощупывает почву», что можно и нельзя, где ограничиваются его права и начинаются ваши, и кто главный в семье. И вопросы могут носить весьма коварный характер. Например, "почемучесть" ребенка распространяется и на ситуации, которые изначально не должны были вызывать долгого обсуждения. Например, во время завтрака вы говорите малышу, чтобы он не трогал чайник. И слышите в ответ: "Почему?". Любопытно, что в этот момент его меньше всего интересует чайник и горячая вода, просто так он пытается понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно и убедиться в компетентности взрослого.
"Почему нельзя трогать провода? Почему надо ложиться спать? Почему нельзя взять еще одну шоколадку? Почему надо идти к доктору?" - все эти вопросы задаются не столько для того, чтобы выяснить причину запретов, сколько с целью еще раз уточнить права взрослого и ребенка. За этими совершенно разными вопросами стоит один общий, очень важный для ребенка вопрос: "Почему я должен вас слушаться? Почему вы все время говорите мне, что нужно делать, а чего делать нельзя?"
Конечно, в ответ взрослый может показать силу и власть старшего, ответив: "Ты должен, потому что я так сказал". Однако такой ответ произведет впечатление один или два раза, а потом вам придется подтверждать свою власть, наращивая силу голоса и увеличивая количество сказанных слов. Гораздо лучше построить свой ответ так, чтобы малыш понял, что провода нельзя трогать ни в коем случае, и это правило едино для всех, что ночью спать надо всем (и взрослым и детям), чтобы быть здоровыми и сильными.
Дети играли в зверей. Это когда один загадывает животное, а другой задаёт простые вопросы и пытается угадать.
Даша: Загадала
Матюша: Оно летает?
Даша: Нет.
Матюша: А что оно ест?
Даша: Червяков.
Матюша: И как оно себя чувствует?!
* * *
- Мама, мама, а кто такой человек-невидимка?
- Ну, это такой человек — вроде он есть, но его не видно.
- А, это как наш папа — вроде он есть, но все время на работе!
|
ТЫ МЕНЯ ЛЮБИШЬ?
Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать как можно болше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревого и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты правда меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?", "Объясни мне, что происходит..."
Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит маленький почемучка верит в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. "Все равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?"
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Не игнорируйте вопросы
В такой период ребенку интересно все: устройство предметов, (советую купить ребенку несколько игрушек, которые можно разобрать и собрать) суть явлений, различные события. Помните: благодаря познавательной активности происходит обогащение словарного запаса малыша, развитие его мышления и фантазии.
Отвечайте спокойно и понятно
Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, что надоели его вопросы. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия.
Не бойтесь попасть впросак
Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в умной книжке и позднее расскажете малышу. Хорошо если есть детские познавательные книжки, тогда можно поискать ответ на вопрос вместе с ребенком.
Познавайте мир вместе
Задавайте ребенку встречные вопросы на ту же тему. Это необходимо для того, чтобы он учился рассуждать и самостоятельно делать выводы. Вместе читайте детские энциклопедии, книги и обсуждайте прочитанное - это расширит кругозор любознательного малыша. Мультфильмы, также можно подобрать обучающие.
Разучите игры на развитие логики
Это могут быть самые простые упражнения. Например, взрослый спрашивает: «Что бывает высоким?» Ребенок отвечает: «Строительный кран, дом, дерево». Можно усложнить задание и попросить малыша сравнить два предмета: что выше, кран или дерево?