Современные малыши сплошь и рядом начинают говорить очень поздно. Число «молчунов» выросло в десятки раз по сравнению с 80 – 90‐ми годами. Причин – множество. Речевые недостатки – это ведь вершина «айсберга», то, что лежит на поверхности.
|
Развитие речи ребенка состоит из двух равно важных компонентов: развитие понимания речи окружающих ребенка людей и производство собственной вокальной, позже речевой продукции.
КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то и другое. С задержкой развития речи в условиях детской поликлиники работает, как правило, целая команда специалистов – психолог, участковый терапевт, невропатолог. Иногда привлекают и логопеда, но многие логопеды, к сожалению, с детьми до трех-четырех лет не работают, ограничиваясь разовыми консультациями. Прогрессивные логопеды работают с детьми, начиная с рождения (если есть основания полагать, что у ребенка могут быть проблемы с речью).
С нарушениями же развития речи работают в основном логопеды и, когда это необходимо, невропатологи. Тем не менее, родителям полезно знать, какими эти самые нарушения бывают.
Дислалия – нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате. Эти нарушения проявляются в дефектном воспроизведении звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, – их пропускании.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (например, расщелина губы или твердого неба).
Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата ("каша во рту"). Связана с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями гортани, весьма распространены у детей. В последние десятилетие их число значительно возросло, что связано с успехами детской реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и операции, позволяющие сохранить жизнь ребенку, но вызывающие осложнения, которые, в свою очередь, влияют на голосообразование. Основные симптомы, которыми проявляет себя дефект голоса, – утрата силы, звучности, искажение тембра, голосовое утомление, целый ряд субъективных ощущений: помехи, комок в горле, налипание пленок, першение с потребностью откашляться, давление и боли. Существует специальный комплекс педагогического воздействия, называемый фонопедией, который направлен на постепенную активацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекции дыхания и личностных свойств обучающегося.
Брадилалия (чрезмерно замедленная речь) и тахилалия (ускоренная речь) – нарушения темпа речи. Обе эти формы могут встречаться как самостоятельно, так и в составе клиники некоторых форм психических, неврологических и соматических заболеваний. Центральным звеном в патогенезе тахилалии играет преобладание процессов возбуждения, а брадилалии – процессов торможения в коре головного мозга.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Наиболее часто заикание первично возникает в возрасте от двух до четырех лет. Это очень распространенное заболевание – заиканием страдает около одного процента населения. Довольно часто возникновениют заикания у детей непосредственно предшествует испуг, переживание боли или угрожающей ситуации. Но далеко не все испуганные дети начинают заикаться. Считается, что факторами, способствующими развитию заикания, являются:
- невропатическая отягощенность родителей;
- «нервность» самого ребенка;
- поражение головного мозга (родовые травмы, ММД и т. д.);
- физическая ослабленность;
- ускоренное развитие речи (в возрасте 3-4 лет);
- недостаточность развития моторики;
- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Причины афазии – нарушение мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.
|
1. В возрасте 1-2 месяцев в криках малыша появляется интонация, родители способны отличить, когда ребенок выражает удовольствие криком, а когда напротив, чем-то недоволен.
2. В период от 1,5 до 3 мес. ребенок гукает, гулит, может повторять за родителями отдельные звуки, слоги.
3. В 4-5 мес. появляется детский лепет, малыш может повторять звуки, чем-то напоминающие некоторые слова, которые состоят из одинаковых слогов.
4. В возрасте 8 мес-1 года и 2 мес. в речи ребенка появляются первые лепетные слова, в составе которых преимущественно открытые слоги – «няня», «тата», «ляля» и т.д.
5. В 1,5-2 года ребенок в общении с родителями может связывать 2 слова.
6. В 2-2,5 года у ребенка активно растет словарный запас, он может спрашивать название предметов и явлений.
7. В 2,5-3,5 года ребенок способен уже изменять слова по падежам, числам, родам. В этом же возрасте он начинает сочинять свои собственные слова, которые, тем не менее, формируются им по законам языка.
8. В 2,5-3,5 года малыш может в процессе игры, или другого занятия проговаривать свои действия.
|
ПРАВИЛА ДЛЯ МАМЫ, У КОТОРОЙ МАЛЫШ МОЛЧИТ
1 Проверьте слух. Первое, на что стоит обратить внимание, если речевой «прорыв» запаздывает, – в порядке ли у малыша слух. Специальные слуховые тесты проведет врач.
2 Проконсультируйтесь у невропатолога. Специалист поможет определить, есть ли у малыша серьезные поражения нервной системы, мешающие ему начать говорить, и назначит лечение. Однако если патологии не обнаружено, к идее врача «назначить препараты, чтобы подкормить мозг» стоит отнестись настороженно. Средства, улучшающие кровоснабжение коры мозга, могут простимулировать речевой старт, однако их прием связан для малыша с риском аллергических реакций и общего гипервозбуждения, чреватого нарушениями сна, беспокойством, ночными кошмарами. Обсудите с врачом целесообразность их приема и получи консультацию у независимого специалиста.
3 Используйте звукокомплексы. Бытует мнение, что с ребенком необходимо говорить на «взрослом» языке, избегая звукоподражаний и сюсюканья. Специалисты по развитию речи оспаривают это, утверждая, что чем больше всевозможных «мяу», «бах» и «топ-топ» запоминает ребенок, тем быстрее расширяется его активный словарь. Начинающий говорить малыш хочет общаться полноценно, но подражать взрослой речи еще очень трудно. Для ребенка доступно произнести «ав-ав» вместо «собака» – дайте ему возможность высказаться.
4 Организуйте общение. Дети – самые лучшие имитаторы. Чем больше ребенок будет включен в общение с хорошо говорящими сверстниками, тем быстрее начнет говорить сам.
5 Дайте ребенку пространство. Нам кажется, что мы говорим с ребенком, на самом деле мы говорим за ребенка. Речь родителя часто представляет собой бесконечный монолог, в котором он отвечает за обоих. Чаще задавайте вопросы, особенно те, на которые малыш может ответить словами, которые уже способен произносить. Не стремитесь сразу подсказывать, помогать – пусть попробует сам. Чем более эмоциональной будет ситуация диалога, тем больше будет у ребенка желания повторить за взрослым слова или сказать что-то свое.
Причина задержки речи может быть банальна: если ребенок – левша. У них более развито правое полушарие головного мозга. А центры речи и письма находятся, наоборот – в левом. Левшей же в мире – до 15 %.
|
НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО!
Доказано, что большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными. Еще чаще бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2-2,5 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в развитии тех, кто «мама, папа, дай» сказал уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться об умственном здоровье, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего два-три слова.
Запомните! Если ребенок понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно малыш заговорит!
Тем не менее, врачи бьют тревогу, в последнее время появилась тенденция более позднего развития речи детей. Причин тому немало. Не последнюю роль играют наследственность, стрессы матери во время беременности, пренебрежение здоровым образом жизни, осложнения при родах, неблагоприятные экологические условия. Эти факторы влияют на развитие головного мозга, а в дальнейшем – на психическое и физическое развитие ребенка. Поэтому не лишним будет показать «молчуна» невропатологу, а также обратиться к опытному логопеду, который проверит состояние артикуляционного аппарата. Если это действительно необходимо, ребенку подберут соответствующий метод коррекции. Специалисты утверждают, что на ранних этапах психокоррекция и занятия с логопедом дают очень хороший эффект.