Система обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами является эффективным инструментом в реализации успешной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и продление жизни человека, сохранении ее качества. Ожидаемый эффект в продлении жизни и сохранении ее здорового периода возможен только в случае рационального употребления лекарственных средств, а также в условиях гарантированного доступа к основным лекарственным средствам всего населения страны.
|
Современное лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации выглядит малоэффективным. Лекарственными препаратами обеспечивается лишь небольшая часть населения, получившая статус инвалидов или других льготных категорий. Основная часть населения (80%) покупает лекарства за свой счет, что формирует определенную проблему в доступности медикаментов. Низкая платежеспособность населения, ежегодный рост цен на лекарства, постепенный процесс монополизации производителей лекарств – требуют от государства взвешенной политики в вопросе обеспечения своих граждан необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами.
Всемирная Организация Здравоохранения декларирует принцип, что лекарства приносят пользу только в тех случаях, когда они безопасны, высококачественны, надлежащим образом распределены среди пациентов и правильно употребляются ими.
Необходимо подчеркнуть, что профилактическая или ранняя медикаментозная терапия позволяют избежать не только преждевременную потерю нетрудоспособности населения, но и существенно сэкономить на затратах при содержании и лечения больного в стационарных условиях (больницы, госпитали), а также на использовании высокотехнологичной медицинской помощи.
Вопросы безопасности и качества медикаментов должны быть решены на уровне промышленной политики. Стране необходимы новые современные производства, гармонизированные с мировыми стандартами. До 2014 года российская фармацевтическая индустрия должна быть кардинально реформирована – перейти от деклараций к реальной имплементации надлежащей производственной практики (стандарты GMP) . Однако, индустриальные победы пока слабо связаны с социальными задачами и интересами государства.
По мнению ведущих экспертов системы здравоохранения, существует всего четыре группы основных препаратов, эффективно влияющих на качество и продолжительность человеческой жизни в России: сердечно-сосудистые препараты (45% смертей), противоопухолевые средства (20% смертей), антибиотики и противодиабетические препараты. Все эти ключевые направления имеют важнейшее социально-демографическое значение при увеличении продолжительности жизни в большой популяции. Отметим, что из всей этой потребности за государственный счет сегодня в России наиболее качественным образом обеспечиваются необходимыми медикаментами больные диабетическими заболеваниями. Две ключевые нозологические проблемы – сердечно-сосудистые и онкологические заболевания обеспечиваются медикаментами не в полной мере, что, в результате, сказывается на продолжительности жизни населения страны в целом. Население, в подавляющем количестве случаев, вынуждено само оплачивать покупку лекарств по этим и другим заболеваниям.
Помимо финансовых сложностей, возникающих при покупке медикаментов за счет средств граждан, довольно часто решение о том, чем и как лечить принимает сам больной. Самолечение часто приводит к осложнениям и необратимым проявлениям со стороны состояния организма человека. Проблема самолечения продиктована слабо эффективной практикующей медициной, участники которой (врачи и другой медицинский персонал) имеют ограниченные возможности для повышения собственной квалификации. Врач не получает достоверную объективную и актуальную информацию о новых способах лечения. Единственный информационный канал, который позволял врачу получать хоть какую-то информацию, был диалог врача и медицинского представителя фармацевтической компании. Государство, предприняло попытки сделать этот диалог максимально прозрачным и этичным. Однако, подменять систему профессиональной подготовки и повышения квалификации врачей вопросами регулирования отношений между медицинскими и фармацевтическими специалистами – крайне опасно. Врач должен постоянно получать новую информацию о способах лечения, результатах проводимых исследований и т.д. Но эта информация должна предоставляться не бизнес сообществом, а независимыми научными или образовательными институтами.
Таким образом, основные проблемы современного лекарственного обеспечения в России, влияющие на социально-демографические процессы, сводятся к основным четырем пунктам:
1. Ограниченная доступность к медикаментам (по причине высокой стоимости лекарственных препаратов)
2. Качество лекарственной продукции
3. Рациональное использование медикаментов
4. Самолечение
В этой связи предлагается реализовать комплексную политику в вопросе лекарственного обеспечения населения России. Лекарства должны быть доступны всем и рационально применяемы.
Вопросы доступности решаются за счет реализации новой лекарственной политики, реализованной по принципу обеспечения лекарственных средств всего населения страны:
- Разработка модели и реализация программы страхового лекарственного возмещения. Наиболее приоритетными нозологиями для включения в программу лекарственного страхового возмещения являются те, от которых происходит больший демографический эффект – сердечно-сосудистые, онкологические и другие заболевания.
- Введение полноценной системы референтного ценообразования в рамках лекарственного страхового возмещения.
- Введение более эффективного порядка регистрации и допуска лекарственных препаратов к применению. Создание независимой Федеральной службы по регистрации и допуску лекарственных средств (возможно, продуктов питания), наделенной разрешительными, надзорными и контролирующими функциями.
- Упрощение процедур регистрации воспроизведенных лекарственных препаратов и препаратов для лечения редких заболеваний.
Вопросы рационального использования лекарственных средств, закупаемых как за счет средств граждан, так и за государственные бюджеты различных уровней, могут быть решены следующим образом:
- Введение понятий взаимозаменяемых лекарственных средств, взаимозаменяемых биологических лекарственных средств и взаимозаменяемых иммунобиологических лекарственных средств, разработка порядка установления взаимозаменяемости лекарственных средств, а также создание и ведение государственного реестра взаимозаменяемых лекарственных средств.
- Осуществление перехода фармпроизводителей на соблюдение требований технических регламентов (GMP).
- Модернизация мониторинга качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
- Разработка программы непрерывного повышения квалификации врачей и информирования их о новых лекарственных препаратах.
|
Давид Мелик–Гусейнов
Кандидат фармацевтических наук
председатель экспертного совета по здравоохранению отраслевой общественной организации «Деловая Россия» член экспертного совета по здравоохранению Федеральной антимонопольной службы доцент кафедры фармакоэкономики МГМУ им. Сеченова член ревизионной комиссии Российской Ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ)
|