Известно, что время просто летит, когда пытаешься успеть слишком много. Однако, в наше время, мало кому удается выбиться из такого ритма жизни. И уж совсем единицы могут управлять этим процессом так, чтобы не навредить собственному здоровью.
Именно такое пребывание в длительном стрессе и переутомлении чревато знакомством с широко распространенным на Западе "синдромом менеджера" ("болезнь Эпштейна - Барра", "синдром хронической усталости", "грипп яппи").
Возникший в 80 годах прошлого века, данный синдром считается профессиональной болезнью благополучных, образованных, молодых менеджеров-трудоголиков. В большой степени "синдром менеджера" является расплатой за стереотипность жизни и игнорирование духовного поиска, заложенного природой в каждом человеке.
Самые распространенные профессиональные заболевания менеджера не признаются таковыми ни нашим законодательством, ни медицинскими документами, и само государство пока не обязывает работодателей предоставлять таким сотрудникам право на особый режим труда, сокращенное рабочее время или иные компенсации. И в настоящее время профессиональные заболевания белых воротничков занимает крайне узкий сегмент исследований в области профессиональной патологии как научной дисциплины.
Поэтому достоверные данные о количественном и качественном соотношениях профессиональных заболеваний в управленческом звене организаций и предприятий пока отсутствуют, и медицинская статистика по этой проблеме находится на уровне разрозненных сведений и научно необоснованных сообщений об отдельных заболеваниях в СМИ. И это несмотря на тот факт, что офисные работники сегодня — массовая профессия, их численность составляет более 60-70% всего работающего населения. По некоторым подсчетам, количество офисных работников в России, обратившихся в течение периода с 2007-го по 2010 год к врачам с самыми разными жалобами, составило около 470 тысяч человек.
Каждая профессиональная деятельность требует затрат способностей, физических сил, чувств и мыслей. Чем продолжительнее трудовая деятельность, тем заметнее профессиональный отпечаток отражается на внешнем виде человека. Лассаль в книге "Лицегадание" писал: этот отпечаток настолько характерен, что по наружному виду почти безошибочно можно определить, с кем мы имеем дело: адвокатом, художником, врачом, торговцем и т.п.
|
СУТЬ ВОПРОСА
Здоровье менеджера непрерывно подвергается воздействию трех факторов: большого объема аналитико-синтетической деятельности, хронического дефицита времени, отведенного на такую работу, напряженной конкурентной борьбой. Вызываемый этой триадой факторов травматизм получил название синдрома «информационной патологии".
Интенсивность, ответственность, напряженность труда, а это основные характеристики управленческой деятельности, являются факторами риска. Например, повышенная ответственность работы на 20% увеличивает опасность возникновения инфаркта миокарда. Существует реестр так называемых «коммуникативных заболеваний», причиной которых являются профессиональная некомпетентность и низкая ответственность персонала. Не случайно, в глазах подчиненных руководитель нередко предстает человеком с молотком, для которого каждый работник является гвоздем. Между тем, менеджеры получают сердечные приступы с летальным исходом на 80% чаще, чем те, кто занимает исполнительные должности.
Исследования свидетельствуют, что частота возникновения стрессовых ситуаций в деятельности менеджеров составляет примерно 6—7 баллов по десятибалльной шкале.
В медицинской литературе обозначены заболевания, обусловленные такой трудовой деятельностью как управление, которой характерны интеллектуальный перегруз, нервное перенапряжение, малоподвижность. Отсюда и типичные органические заболевания управленцев: ожирение, радикулит, ранняя импотенция, артериальное давление, ишемия, холецистит. Как правило, данные заболевания усугубляются нерациональным использованием свободного времени, т.е. не лучшей организацией образа жизни. По официальным данным в стране систематически физкультурой и спортом занимается лишь 8% экономически дееспособного населения. Увы, но это факт, что многие управленцы не попадают в указный процент людей, в образе жизни которых спорт занимает достойное место.
Наряду с указанными болезнями, такая категория управленцев как административные руководители, которых в народе уважительно называют «начальниками», к примеру, топ-менеджеры и предприниматели, занимающиеся крупным и средним бизнесом, подвержены ряду специфическим профессиональным заболеваниям. Среди таковых заболеваний приоритет принадлежит душевным патологиям, т.е. нравственно-психическим заболеваниям.
10 СОВЕТОВ МЕНЕДЖЕР
Извечный вопрос : «Что же делать?». Прежде всего, принимая всевозрастающий объем работы, четко регламентировать свою деятельность. Для этого следует каждодневно продумывать свой рабочий день как процесс взаимоотношений и конкретных действий.
Например:
1.Точно определить в рабочем плане цели и задачи.
2. Сосредоточить усилия на приоритетах.
3. Придумывать стимулы для того, чтобы превратить «надо» в «хочется».
4. Установить твердые сроки: ближайшие и отдаленные.
5. Не терять времени на размышления.
6. Научиться говорить «нет».
7. Не увлекаться телефонными разговорами.
8. Постоянно работать с записной книжкой.
9. Рационально использовать рабочее время.
10. Менять рабочие позы: что-то делать сидя, что-то, стоя.
Факт: большинство менеджеров имеют рабочий день не менее 10 часов. В режиме, «как белка в колесе», проходит не один рабочий день менеджера, а многие годы. Неслучайно, преуспевающие руководители нередко неожиданно уходят из жизни. Диагноз их летального исхода: не выведенное из организма накопленное переутомление.
|
И ЕЩЕ ОДИН АСПЕКТ
Как говорил великий физиолог И.П. Павлов: «Люди - самые сильные раздражители». Неудивительно, что общение с людьми не исключает возможности его травматического воздействия на здоровье менеджера. Конечно, общение с людьми – радость, но когда ее много и она имеет устойчивое присутствие, то эта «радость» нередко становится негативным раздражителем. К сожалению, менеджер не всегда может соблюсти меру в общении с людьми.
В этом ключе будет уместен совет создателя "Кодекса поведения" Г. Селье: «…не коплю денег; не коплю власть; стараюсь накопить "капитал любви разных людей"; средствами для завоевания этой любви являются добрая воля, уважение и полезность создания материальных и духовных ценностей, нужных людям».