4.04.2013

Синдром менеджера

Автор: provita-fv.ru Раздел: --- Комментариев:0Просмотров:2666

Известно, что время просто летит, когда пытаешься успеть слишком много. Однако, в наше время, мало кому удается выбиться из такого ритма жизни. И уж совсем единицы могут управлять этим процессом так, чтобы не навредить собственному здоровью.

 

Именно такое пребывание в длительном стрессе и переутомлении чревато знакомством с широко распространенным на Западе "синдромом менеджера" ("болезнь Эпштейна - Барра", "синдром хронической усталости", "грипп яппи").

 

Возникший в 80 годах прошлого века, данный синдром считается профессиональной болезнью благополучных, образованных, молодых менеджеров-трудоголиков. В большой степени "синдром менеджера" является расплатой за стереотипность жизни и игнорирование духовного поиска, заложенного природой в каждом человеке.

 

Самые распространенные профессиональные заболевания менеджера не признаются таковыми ни нашим законодательством, ни медицинскими документами, и само государство пока не обязывает работодателей предоставлять таким сотрудникам право на особый режим труда, сокращенное рабочее время или иные компенсации. И в настоящее время профессиональные заболевания белых воротничков занимает крайне узкий сегмент исследований в области профессиональной патологии как научной дисциплины.

 

Поэтому достоверные данные о количественном и качественном соотношениях профессиональных заболеваний в управленческом звене организаций и предприятий пока отсутствуют, и медицинская статистика по этой проблеме находится на уровне разрозненных сведений и научно необоснованных сообщений об отдельных заболеваниях в СМИ. И это несмотря на тот факт, что офисные работники сегодня — массовая профессия, их численность составляет более 60-70% всего работающего населения. По некоторым подсчетам, количество офисных работников в России, обратившихся в течение периода с 2007-го по 2010 год к врачам с самыми разными жалобами, составило около 470 тысяч человек.

 

Каждая профессиональная деятельность требует затрат способностей, физических сил, чувств и мыслей. Чем продолжительнее трудовая деятельность, тем заметнее про­фессиональный отпечаток отражается на внешнем виде человека. Лассаль в книге "Лицегадание" писал: этот отпечаток настолько характерен, что по наружному виду почти безошибочно можно опреде­лить, с кем мы имеем дело: адвокатом, художником, врачом, торговцем и т.п.

 

СУТЬ ВОПРОСА

Здоровье менеджера непрерывно подвергается  воздействию трех факторов: большого объема аналитико-синтетической деятельности, хронического дефицита времени, отведенного на такую работу, напряженной конкурентной борьбой. Вызываемый этой триадой факторов травма­тизм  получил назва­ние синдрома «информационной патологии".

 

Интенсивность, ответствен­ность, напряженность труда, а это основные характеристики  управленческой деятельности,  являются факторами риска. Например, повышенная ответственность работы на 20% увеличивает опасность возникновения инфаркта мио­карда. Существует реестр так называемых «коммуника­тивных заболеваний», причиной которых являются профессиональная некомпетентность и низкая ответственность персонала. Не случайно, в глазах подчиненных руководитель нередко предстает человеком с молотком, для которого каждый работник является гвоздем. Между тем, менеджеры  получают сер­дечные приступы с летальным исходом на 80% чаще, чем те, кто занимает исполнительные должности.

 

Исследования свидетельствуют, что частота возникновения стрессовых ситуа­ций в деятельности менеджеров составляет примерно 6—7 баллов по десятибалльной шкале.

 

В медицинской литературе  обозначены заболевания, обусловленные такой трудовой деятельностью как управление, которой характерны интеллектуальный перегруз, нервное перенапряжение, малоподвижность. Отсюда и типичные органические заболевания управленцев:  ожирение, радикулит, ранняя импотенция, артериальное давление, ишемия, холецистит. Как правило, данные заболевания  усугубляются нерациональным использованием  свободного времени, т.е.  не лучшей организацией образа жизни. По официальным данным в стране систематически физкультурой и спортом занимается лишь 8% экономически дееспособного населения. Увы, но это факт, что многие управленцы не попадают в указный процент людей, в образе жизни которых спорт занимает достойное место.

 

Наряду с указанными болезнями, такая категория управленцев как административные руководители, которых в народе уважительно называют «начальниками», к примеру, топ-менеджеры и предприниматели, занимающиеся крупным и средним бизнесом, подвержены ряду специфическим профессиональным заболеваниям. Среди таковых заболеваний приоритет принадлежит душевным патологиям, т.е. нравственно-психическим  заболеваниям.

 

10 СОВЕТОВ МЕНЕДЖЕР

Извечный вопрос : «Что же делать?». Прежде всего, принимая всевозрастающий объем работы, четко регламентировать свою деятельность. Для этого следует каждодневно продумывать свой рабочий день как процесс взаимоотношений и конкретных действий.

 

Например:

1.Точно определить в рабочем плане  цели и задачи.  

2. Сосредоточить  усилия на приоритетах.  

3. Придумывать стимулы для того, чтобы превратить «надо»  в  «хочется».  

4. Установить твердые сроки: ближайшие и  отдаленные.  

5. Не терять времени на размышления.  

6. Научиться говорить «нет».  

7. Не увлекаться  телефонными разговорами.  

8. Постоянно работать с записной книжкой.  

9. Рационально использовать рабочее время.

10. Менять рабочие позы: что-то делать сидя, что-то, стоя.

 

Факт: большинство  менеджеров имеют рабочий день не менее 10 часов. В режиме, «как белка в колесе»,  проходит не один рабочий день менеджера, а многие годы. Неслучайно,  преуспевающие руководители нередко неожиданно  уходят из  жизни. Диагноз их летального исхода:  не выведенное из организма накопленное переутомление.

 

И ЕЩЕ ОДИН АСПЕКТ

Как говорил великий физиолог И.П. Павлов: «Люди - самые сильные раздражители». Неудивительно, что общение с людьми не исключает возможности его травматического воздействия на здоровье менеджера. Конечно, общение с людьми – радость, но когда ее много и она имеет устойчивое присутствие, то эта «радость» нередко становится  негативным раздражителем. К сожалению, менеджер не всегда может соблюсти меру в общении с людьми.

 

В этом ключе будет уместен совет создателя "Кодекса поведения" Г. Селье: «…не коплю денег; не коплю власть; стараюсь накопить "капитал любви разных людей"; средствами для завоева­ния этой любви являются добрая воля, уважение и по­лезность создания материальных и духовных ценностей, нужных людям».

Поделиться:

 
 
На главную
О журнале
Распространение
Реклама в журнале
Журнал Онлайн
Контактная информация
 
Вход | Регистрация